Главная » » Контактно-тиристорная система зажигания
22:08
Контактно-тиристорная система зажигания
Твитнуть
Электронная система зажигания, принципиальная схема которой приведена на рис. 8, хорошо зарекомендовала себя на практике. Конструктивно она выполнена в виде двух блоков. В блоке 1, который обычно устанавливается в кабине автомобиля, смонтирован преобразователь напряжения и диоды Д1—Д4, а в блоке 2, который крепится непосредственно или рядом с катушкой зажигания, смонтированы остальные элементы схемы: накопительный конденсатор С1 тиристор Д5, схема управления и коммутации. Преобразователь напряжения собран по схеме с общим коллектором. Напряжение питания на преобразователь подается от аккумуляторной батареи через контакты 3 и 4 разъема Р1. Это напряжение, приложенное к коллекторам транзисторов и средней точке О обмотки трансформатора Тр1 способствует возникновению тока, который будет протекать по параллельно соединенным цепям, состоящим из резисторов R1, R2, R3, R4 и транзисторов Т1 и Т2. Из-за разброса параметров резисторов и транзисторов ток, в какой-то половине (например, в обмотке /) первичной обмотки трансформатора Тр1 будет несколько больше, чем в другой, Э. д. с, возникающие при этом в обмотках /// и IV, будут стремиться отпереть транзистор Т1 и запереть транзистор Т2 Это приводит к увеличению тока в обмотке /. Дальнейшее увеличение тока происходит лавинообразно, и транзистор Т1 полностью отпирается, а транзистор Т2 запирается. В таком состоянии схема будет находиться до тех пор, пока магнитный поток в сердечнике трансформатора не достигнет насыщения, то есть скорость изменения магнитного потока значительно уменьшится. А следовательно, уменьшится и э. д. с. в обмотках трансформатора. Ток в обмотках резко уменьшится, что вызовет появление в них э. д. с. противоположных полярностей, и транзистор Т1 будет запираться, а транзистор Т2 отпираться. Процесс этот происходит лавинообразно, и ток через транзистор Т2 достигнет максимального значения. Периодическое изменение тока в первичной обмотке трансформатора Тр\ вызывает изменение магнитного потока, и во вторичной обмотке наводится переменное напряжение 200—400 в, которое выпрямляется с помощью выпрямительного моста (диоды Д1—Д2). Через резисторы R1 и R2 осуществляется подача напряжения начального смещения на базы транзисторов, а резисторы Rз и R4 ограничивают токи в базовых цепях. Диоды $i
Д1—Д4 рассчитаны на рабочее напряжение, используемое для заряда накопительного конденсатора. Кроме того, они должны выдерживать воздействие импульсных нагрузок, которые возникают при замыкании накоротко выхода преобразователя тиристором в момент его включения. Схема управления в рассматриваемой системе зажигания осуществляет формирование запускающего импульса на управляющем электроде тиристора, который подается на него в момент размыкания контактов прерывателя /С. Схема работает следующим образом. После замыкания контактов прерывателя через первичную обмотку / трансформатора Тр2 и резистор R6 будет протекать ток, величина которого зависит от сопротивлений резистора и обмотки. В момент замыкания контактов прерывателя во вторичной обмотке // возникает импульс напряжения отрицательной полярности, который шунтируется диодом Дъ, и тиристор Дб не отопрется. При размыкании контактов прерывателя /С в обмотке / возникает э. д. с самоиндукции, которая наводит в обмотке // импульс напряжения положительной полярности. Этот импульс отпирает тиристор, его внутреннее сопротивление становится ничтожно мало, и накопительный конденсатор С\ будет разряжаться на первичную обмотку катушки зажигания. Для того чтобы предотвратить запуск тиристора при «дребезге» контактов прерывателя, то есть не.мгновенно после их замыкания, а спустя некоторое время (2—3 мсек)* подбирают постоянную времени цепочки, образуемую обмоткой / трансформатора Тр% и резистором /?е. В первоначальный момент после замыкания кон* тактов прерывателя индуктивное сопротивление обмотки / велико и почти весь ток будет протекать через диод Д?. За время переходного процесса ток через диод будет уменьшаться, а в обмотке / — увеличиваться и тем самым дребезг контактов прерывателя не будет влиять на работу схемы. Переход от электронной системы зажигания к обычной осуществляют довольно просто: из разъема Р3 вынимают вставку Р4 и вставляют ее в разъем Рц- К электропитанию автомобиля электронная система подсоединяется через монтажную планку Пл9 которая крепится непосредственно к выводам ВК-Б и В К катушки зажигания при помощи специальных медных кронштейнов к контактам планки 2 и 4 соответственно. При этом провод, который раньше шел к клемме ВК-Б, присоединяется к контакту / планки Пл; провод, который раньше шел к клемме ВК, присоединяется к контакту 3, а провод от прерывателя присоединяется к контакту 5. Отдельный проводник с контакта 5 разъема Р$ присоединяется к клемме катушки зажигания, не имеющей обозначения (на планке Пл контакт 0). Обмотки трансформатора Тр\ намотаны на кольцевом сердечнике из материала 34НКМП, толщина ленты 0,1 лш, ширина 10 мм; наружный диаметр сердечника 56 мм9 внутренний — 36 мм. Обмотки / и // имеют по 43 витка провода ПЭВ-2 0,9; обмотки III и IV—14 витков провода ПЭВ-2 0,35; обмотка V— 1580 витков провода ПЭВ-2 0,31. Для сердечников других типов данные трансформатора Тру приведены в таблице (провод марки ПЭВ-2): Обмотки с одинаковым числом витков для лучшей симметрии генератора преобразователя необходимо наматывать сразу в два провода. Сначала наматывают обмотку V и пропитывают ее бакелитовым лаком, а затем обмотки / и // и симметрично им обмотки /// и IV. Две обмотки малогабаритного трансформатора Тр2 типа МИТ-4 намотаны на ферритовом сердечнике с наружным диаметром 17, внутренним 7 и высотой 5 мм. Число витков 150 каждая, провод ПЭВ-2 0,3. При необходимости запускать два тиристора, включенных после-! довательно, наматывается еще одна, точно такая же обмотка. Резисторы Ri—R* типа МЛТ-1 (или другого типа), /?5 —типа МЛТ-0Д /?6 — проволочный или типа МЛТ-2. Конденсатор Су типа МБГЧ-1-750.