Твитнуть
Описываемое устройство сигнализации разработано применительно к автомобилю, но может быть использовано для охраны других объектов. Напряжение питания 12 В, сила потребляемого тока в дежурном режиме не превышает 3 мкА. Действие сигнализатора заключается в следующем. После включения — выдержка времени около 90 с, позволяющая спокойно покинуть и запереть автомобиль. По истечении этого времени устройство начинает подавать прерывистые звуковые сигналы при качании и крене автомобиля, открывании багажника или моторного отсека. А при открывании дверей салона сигнализатор срабатывает через 10 с, в течение которых владелец должен отключить устройство. Сигнал подается все время, пока двери салона, багажник или моторный отсек открыты. После их закрывания подача сигнала прекращается через 100 с. Принципиальная схема устройства изображена на рис. 1. Его активные элементы — интегральная микросхема КДКТ682В и два маломощных кремниевых транзистора КТ315 и КТ361А.
Используемая микросхема представляет собой четырехканальный переключатель, состоящий из четырех полевых транзисторов с изолированным затвором на общей подложке (вывод 11). Транзисторы микросхемы работают в ключевом режиме. При напряжении на затворах меньше порогового, равного в данном случае 3—6 В, ключи закрыты. В открытом состоянии их сопротивление составляет сотни Ом. В устройстве можно использовать и другие электронные переключатели в интегральном исполнении, например, серии К190 или полевые транзисторы КП301, обладающие аналогичными характеристиками. При использовании транзисторов КП301 полярность источника питания должна быть изменена. Включается устройство скрытым выключателем В1. Можно установить несколько выключателей, размещенных в разных местах салона. При включении питания начинает заряжаться конденсатор С2 через резистор R2. Транзисторы микросхемы в это время закрыты. Как только конденсатор С2 зарядится до напряжения примерно 8 В и, таким образом, напряжение на затворах (выводы 2, 6) достигнет порогового 4 В, на выводе 3 (исток транзистора) появляется напряжение питания. Это напряжение поступает на выводе 10, 12 микросхемы (стоки транзисторов). Эти транзисторы закрыты, так как их затворы (выводы 9, 13) соединены со стоками через резисторы R4 и R6. Время, за которое конденсатор С2 заряжается до порогового напряжения, около 90 с, что вполне достаточно для того, чтобы покинуть автомобиль. Сократить или увеличить это время выдержки можно изменением номиналов цепочки R2C2. Однако, как показал опыт, нецелесообразно его устанавливать менее минуты. Не следует увеличивать сопротивление резистора R2, так как он может шунтироваться повышенной влажностью воздуха. При замыкании контактов выключателя В1 питание подается на заторможенный мультивибратор на транзисторах 77 и Т2, предназначенный для управления трини-стором Д5, в анодную цепь которого включен и звуковой сигнал Зс. При включении питания мультивибратор может оказаться в неустойчивом состоянии. При этом откроется тринистор и будет подан одиночный звуковой сигнал ложной тревоги, что нежелательно. Чтобы избежать этого, коллектор транзистора 77 подключен к базовой цепи транзистора Т2 через один из транзисторов микросхемы (выводы 5, 7). Этот транзистор переходит в открытое состояние одновременно с появлением напряжения питания на выводах 3, 10, 12 через 90 с после замыкания контактов выключателя В1. С этого момента устройство находится в дежурном режиме. В этом режиме конденсаторы СЗ, С4 не заряжены, транзисторы 71, Т2 и тринистор Д5 закрыты. Ток, потребляемый устройством, определяется токами утечки транзисторов и тринистрра. С тринистором КУ202Н он не превышал 3 мкА в нормальных климатических условиях, а с тринистором КУ202А или КУ202Б он может достигать 5 мА. В устройстве желательно использовать тринистор с возможно малым током утечки. При открывании двери замыкаются контакты кнопки Кн1 или Кн2. Вывод 9 микросхемы (затвор транзистора) через цепь Ц5ДЗ подключается к отрицательному полюсу источника питания. Конденсатор СЗ заряжается примерно за 150 мс. На выводе 8 микросхемы появляется полное напряжение питания. Если теперь закрыть дверь и тем самым вновь замкнуть контакты кнопочного выключателя Кн1 или Кн2, то конденсатор СЗ будет медленно разряжаться через резистор R4. Напряжение на выводе 8 будет сохраняться до тех пор, пока напряжение на затворе (вывод 9) не станет меньше порогового (что составляет около 100 с). В течение этого времени тревожный сигнал будет продолжаться, хотя дверь уже и закрыта. При появлении напряжения на выводе 5 начинает заряжаться конденсатор С5 через резистор R9. Когда он зарядится до напряжения, достаточного для открывания транзистора 77, мультивибратор переходит в колебательный режим. Теперь на управляющий электрод тринистора поступают через резистор R16 открывающие его импульсы с частотой около 0,5 Гц и подаются прерывистые звуковые сигналы со скважностью, равной примерно 3. Время от момента открывания двери до появления звукового сигнала составляет. 10 с. За это время необходимо выключатель В1 перевести в положение «Откл.». Конденсатор С2 быстро разрядится через резистор R1, и устройство будет готово к повторному включению через 60 с. Если нужно включить устройство сразу же после его отключения, постоянные времени цепей должны быть выбраны в соотношении C2R2 > 2C3R4. В данном случае сопротивление резистора R4 может быть 1 МОм. При этом время задержки отключения сигнала уменьшится в два раза. К входному зажиму КлЗ подключают датчик В2 качаний и крена автомобиля типа ЭСА-1, или самодельный, например описанный в «Радио», 1976, № 7, с. 30. К входному зажиму Кл5 подключают контакты кнопочных выключателей КнЗ, Кн4, устанавливаемых под капотом двигателя и крышкой багажника. При их замыкании через цепь R7M4 вывод 13 микросхемы (затвор) подключается к отрицательному полюсу источника питания. При этом появляется напряжение питания на выводе 14 микросхемы и через резистор R8 заряжается конденсатор С5. Примерно через 1 с, т. е. почти без задержки, срабатывает мультивибратор, и устройство начинает подавать прерывистые звуковые сигналы. Напряжение же на конденсаторе С5 продолжает повышаться, из-за чего частота подачи звуковых сигналов увеличивается и через 15—20 с звуковой сигнал становится непрерывным. Таким образом, по характеру сигнала сразу можно понять, что открыто — салон, багажник или моторный отсек. Зажим Клб предназначен для подключения устройства к контактам замка зажигания ВЗ. При включении зажигания напряжение питания подается через резистор R11 на базу транзистора 77 мультивибратора. Диоды Д2—Д4 предотвращают разряд конденсаторов «памяти» СЗ и С4 через сигнальные лампы: датчика крена — J11, салона — Л2, моторного отсека и багажника — ЛЗ. Для устройства сигнализации возможно использование датчиков без механических контактов, например, магнитоэлектрических, пьезоэлектрических. Устройство собрано на печатной плате (рис. 2). Печатные проводники находятся со стороны деталей, поэтому отверстия под. выводы деталей необходимо металли-Я зировать. Микросхему на плате устанавливают в последнюю очередь. Правила ее монтажа такие же, как и для полевых транзисторов. При проверке может оказаться, что подача сигналов на входные зажимы КлЗ, К.л4, Клб будет вызывать непрерывный сигнал. В этом случае надо уменьшить сопротивление резистора Щ2. Частоту подачи звуковых сигналов можно изменить подбором конденсатора Сб. После проверки плату необходимо покрыть влагозащитным лаком и поместить в коробку произвольной конструкции с соединительными зажимами. Устройство не выходит из строя при коротком замыкании его входных зажимов на корпус, а также на источник питания (кроме зажима Кл7), имеет высокую эксплуатационную надежность. Поэтому устанавливать его можно в любом удобном месте автомобиля. Подключать устройство к аккумуляторной батарее нужно через один из предохранителей бортовой сети или специальный предохранитель. Например, в автомобилях ЗАЗ на колодке предохранителей имеется место для установки запасного предохранителя.