Рассмотрим распространенный ВАЗовский стартер. На фото 1 показана
магнитная система и щеткодержатели. Магнитная система состоит из четырех
электромагнитов, соседние обмотки которых соединены встречно
последовательно. При подаче напряжения на магнитную систему образуется
постоянное магнитное поле, чередующееся между электромагнитами, т. е.
электромагниты расположенные напротив имеют одинаковое направление
магнитного поля. Условно изобразим на рис. 2 действие силовых магнитных
линий.
Фото 1
Рис. 2
Четыре щеткодержателя, расположенные напротив полюсов
электромагнитов, подключены к источнику напряжения попарно. Одна пара,
расположенных напротив друг-друга, подключается к + источника, другая к
минусу (массе).
Вращающийся ротор состоит из сердечника с пазами
под обмотки. Обмотки расположены в пазах находящихся под углом 45°.
Начало и конец обмоток соединяются с коллектором (фото 3), расположенным
так же на роторе. Вот вкратце об устройстве ВАЗовского стартера, теперь
зная принцип работы двигателя постоянного тока можно самостоятельно
заняться ремонтом стартера. А теперь раскроем название темы.
Фото 3
Эффективность
работы исправного стартера оценим в 100%. Предположим, что износилась
одна из щеток (не важно какая + или -) и следовательно пропал контакт с
коллектором. Получается что ток в роторе теперь течет через 2 обмотки
ротора! (условно изобразим на рис. 4), вместо прежних четырех. Таким
образом мощность стартера окажется 50% от номинальной. Если же пропадет
контакт с двух разноименных щеток - ток течет по одной обмотке ротора -
мощность 25%. В случае отказа двух одноименных (+ и + или - и -) или
трех и более, то стартер вообще не будет вращаться.