Твитнуть
Большое распространение получила система электронного зажигания, принципиальная схема которой приведена на рис. 9. Она может быть установлена на любом карбюраторном двигателе внутреннего сгорания при напряжении источника питания 12 в. Двухтактный преобразователь напряжения, собранный по схеме с общим коллектором на транзисторах Т1 и Т2, преобразует постоянное напряжение источника питания 12 в в переменное 400 в, которое после выпрямительного моста (диоды Д1—Д4) используется для зарядки накопительного конденсатора С2.
Начальное отрицательное напряжение смещения на базы транзисторов подается с помощью резисторов R1 и R2, а резисторы R3 и R4 предназначены для ограничения токов в базовых цепях. В момент поворота ключа зажигания Вк напряжение питания подается на преобразователь и на обмотках IV и V трансформатора Тр появляются напряжения 400 и 12 в соответственно. Если контакты прерывателя в этот момент разомкнуть, то на управляющий электрод тиристора Д7 с обмотки V через диод Д5 и резистор R7 подается отрицательное запирающее напряжение, и оба тиристора (Д6 и Д7) будут заперты. Диод Да ограничивает это напряжение до 0,6—0,7 е. Накопительный конденсатор С2 заряжается от 0 до 400 в. После замыкания контактов прерывателя К конденсатор С3 через цепочку: диод Д8, резистор R9 и диод Дп зарядится почти до напряжения батареи Б. Резистор R9 ограничивает ток заряда конденсатора Сз и предотвращает влияние дребезга контактов прерывателя при их замыкании. При размыкании контактов прерывателя К конденсатор С3 начинает разряжаться через цепочку, состоящую из диода Д9, управляющего электрода тиристора Д7 и резисторов R11 и R12. Благодаря обратной связи, которая осуществляется через цепочку R10, Д10 отпирающее напряжение подается на управляющий электрод тиристора Д7 в виде короткого запускающего импульса положительной полярности. Тиристор Д7 при этом отопрется, вызывая тем самым отпирание тиристора До-Внутреннее сопротивление отпертых тиристоров резко уменьшается, первичная обмотка 1 катушки зажигания оказывается подключенной к заряженному накопительному конденсатору С2, и напряжение на ней в течение I—2 мксек увеличится от 0 до 400 в. Генерация преобразователя напряжения в этот момент срывается, так как отпертые тиристоры шунтируют его выходную обмотку IV. Разряд накопительного конденсатора С2 будет происходить через первичную обмотку / катушки зажигания, и вся запасенная энергия электрического поля конденсатора перейдет в энергию магнитного поля катушки. Далее процесс образования высокого вторичного напряжения в обмотке // катушки зажигания аналогичен предыдущим схемам. Одновременно с разрядом конденсатора С2 конденсатор С3 через резистор R10 и диод Д10 вновь заряжается. Индуктивность первичной обмотки катушки зажигания, конденсатор С2 и отпертые тиристоры Д6 и Д7 образуют колебательный контур, в котором возникают затухающие колебания. В тот момент времени, когда ток в этом контуре будет равен нулю (в первую половину периода), тиристоры запираются. Но преобразователь напряжения не запустится, так как напряжение на конденсаторе С2 к этому моменту меняет свой знак и достигает максимального отрицательного значения, и ток в контуре будет протекать в прямом направлении через открытые диоды Д1—Д4, которые шунтируют обмотку IV трансформатора преобразователя и не дают возможности ему запуститься. В конце первого периода ток в контуре вновь будет равен нулю, и преобразователь запускается. Начинается зарядка накопительного конденсатора С2, и цикл повторяется. Транзисторы Т1 и Т2 крепятся на теплоотводящий радиатор площадью не менее 100 см2. Тиристоры и диоды Д11 изолированы от корпуса с помощью слюдяных прокладок толщиной 0,05—0,1 мм. Резисторы R1, R2, R5—R10 и типа МЛТ; резисторы R3, R4, R11 и R12 типа ВС. Конденсаторы C1 и С4 типа ЭТО-1; конденсаторы С2 типа МБГЧ-1 С3 типа МБМ. Сердечник трансформатора Тр тороидальный, типа ОЛ 25/40-12,5 из ленточной стали типа ХВП толщиной 0,08 мм. Можно использовать и другой сердечник, имеющий такое же сечение и ту же среднюю длину магнитной силовой линии. Количество витков обмоток трансформатора следующее: /— 15 (10) витков провода ПЭП-2 0,3; // — 50+50 (35+35) такого же провода; /// — аналогична первой; IV—1664) (1160) витков провода ПЭЛШО 0,18 и V — 50—35 витков ПЭВ-2 0,3. В скобках указано число витков при использовании Ш-образных пластин в качестве сердечника трансформатора сечением 1,6 см1. Обмотку IV наматывают первой и затем пропитывают ее бакелитовым лаком. Затем наматывают обмотки /, ///, V и в последнюю очередь обмотку //. Вместо двух тиристоров можно использовать одни тиристор типа ВКУ-Ю, который ставят на место тиристора Д7. В этом случае резисторы R5, R6 и R8 не нужны. Вместо транзисторов типа П4Б можно использовать транзисторы типа П209, П210, П213—П217. Описываемая система зажигания нормально работает с четырехцилиндровым четырехтактным двигателем до 10000 об/мин, а с восьмицилиндровым до 5000 об/мин. Принципиальная схема электронного зажигания для автомобилей, в которых с массой соединен отрицательный полюс аккумуляторной батареи, показана на рис. 10. Работает эта система аналогично предыдущей, с той лишь разницей, что постоянное отрицательное напряжение смещения на управляющий электрод тиристора Д7 подается непосредственно от батареи Б. Поэтому отпала необходимость в обмотке V трансформатора Тр, диоде Д5 и конденсаторе С1. Можно использовать и тиристоры типа КУ201К (УД-63Ж) или КУ201Л (УД-63К). При этом принципиальные схемы зажигания (см. рис 9 и 10) остаются без изменений, но включение этих тиристоров в схему иное (см. рис. 11).