Твитнуть
В Москве, на Ленинских горах, на широкой площади парка, разбитого у подножия величественного здания Московского государственного университета имени Ломоносова, есть аллея знаменитых русских ученых, олицетворяющих славу отечественной науки. У выхода из аллеи к университету, с правой стороны, помещен бюст Александра Степановича Попова, гениального изобретателя радио. Он как бы, прислушивается к песне, льющейся из мощного громкоговорителя, установленного над барельефом, венчающим вход в здание университета. В это же время миллионы громкоговорителей по всей необъятной нашей стране поют ту же песню, которая раздается здесь, на Ленинских горах. Ее слушают в колхозных клубах и в транссибирских экспрессах, в матросских кубриках черноморских кораблей и в санаториях на Рижском взморье. На полярных станциях начался дневной радиообмен. Передают сводки погоды. «Эфир» наполнен голосами дикторов, музыкой, пением, дробью быстродействующих телеграфных аппаратов. У экранов телевизоров миллионы «болельщиков» смотрят футбольный матч. День советского радио в разгаре. И всему этому широчайшему развитию радио положил начало человек, у бюста которого остановились сейчас экскурсанты,- Экскурсовод уже успел сообщить им, что А. С. Попов родился 16 марта 1859 г. в семье священника, пос. Турьинские рудники Верхо-турского уезда Пермской губ. на Урале (ныне Краснотурьинск Свердловской обл). и ему было 36 лет, когда он изобрел радио. Перед нами возникает яркий образ ученого-патриота, работавшего не покладая рук для счастья своего народа. С детских лет будущий изобретатель радио проявлял интерес к технике. Любимым его занятием была постройка разного рода двигателей, приводимых в движение с помощью текущей воды. У него была также склонность к ремеслам. Л. С. Попов с юных лет научился плотничьему и столярному делу. Трудовые навыки, полученные в детстве и юности, помогали впоследствии ученому во всех его опытах. Свое образование А. С. Попов начал в Долматовском духовном училище, расположенном в 700 км от родительского дома; затем он переехал в Екатеринбург (ныне Свердловск), где жила его старшая сестра, и продолжал учение в местном духовном училище. С 1873 г. он учился в Пермской духовной семинарии, где все свободное время занимался самообразованием" в области физики и математики, потому что в семинарской программе этим предметам отводилось второстепенное место. В 1877 г., окончив общеобразовательные классы семинарии, А. С. Попов поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета, сыгравшего решающую роль в формировании его научных взглядов и выборе направления работы.
Физико-математический факультет Петербургского университета без преувеличения можно назвать колыбелью отечественной электротехники. В те годы электротехника была отделом физики, а специальное электротехническое образование только начинало вводиться. Передовые электротехники вышли из числа физиков, самостоятельно изучавших применение электричества в лабораториях, на практике и по литературе. В университетские годы А. С. Попова на физико-математическом факультете работали та- кие блестящие представители русской науки, как П. Л. Чебышев, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев. Кафедрой физики ведал Ф. Ф. Петрушевский, отлично поставивший практические занятия в лабораториях. Ф. Ф. Петрушевский и его ученики И, И. Боргман и О, Д. Хвольсон были первыми преподавателями курса электротехники, называвшегося тогда «Электричество и магнетизм». Изучая в университете теоретические вопросы электротехники, А. С. Попов занимается и ее практическим применением. Он работает электромонтером на одной из первых электростанций Петербурга, участвует в проводке электрического освещения на Невском проспекте, в 1880 г. работает экскурсоводом на первой электротехнической выставке. В 1882 г., окончив университет и защитив диссертацию на тему «О принципах магнито-и динамо-злектрических машин постоянного тока», А. С. Попов был оставлен при кафедре физики для подготовки к профессорской деятельности. Но через год после окончания университета А. С. Попов покинул, его, приняв предложение Морского ведомства перейти на преподавательскую работу в Кронштадтский минный класс.